11.02.2008 12:08
«СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ» С СЕРГЕЕМ СМИРНОВЫМ И ЕВГЕНИЕЙ РИМКО
от 10 февраля
На Куршской косе стартует новый международный проект. Там
появится веломаршрут, который в итоге свяжет Россию с Европой. Любопытно, что
он пройдёт по траектории бывшего почтового тракта, по которому в 17 -18-м веках
в Санкт- Петербург доставлялась вся европейская почта.
Конкретные детали новой затеи, призванной повысить
туристическую привлекательность самого западного региона России, обсуждались в
четверг в ходе большого форума в Зеленоградске. В его работе принимали участие
калининградские и литовские партнеры проекта «Евровело». А наш корреспондент
Ольга Ковалёва уже успела сориентироваться на местности.
(Сюжет Ольги Ковалёвой)
Наконец-то велодорожка, о которой говорили еще с 2004 года,
замаячила на горизонте уже всерьез. Проект «ЕВРОВЕЛО-БАЛТИКА» работает уже в
полную силу. В конце 2006-го он был одобрен Евросоюзом, а в апреле 2007-го
началось его финансирование.
На разработку проекта выделено 224 тысячи 880 евро. Из них 15
тысяч - вклад регионального бюджета, по 4-6 тысяч евро дают муниципалитет
Неринги, Зеленоградский район и национальный парк «Куршская коса». Остальное –
деньги Евросоюза.
Светлана Королевская, методист отдела экологического
просвещения и туризма национального парка «Куршская коса»: «Калининградская
область вообще сама по себе как одно такое белое пятно. С одной стороны Литва,
где велодорожки есть и где они протянуты до самой границы. С другой стороны
Польша, где они тоже есть и тоже тянутся до самой границы. И только в нашей
области велодорожек нет ни со стороны Польши, ни со стороны Литвы».
Тендер на разработку проектной документации выиграла фирма
«Дорсервис-Запад». Кстати, она же занималась и проектированием реконструкции
автомобильного шоссе Зеленоградск-Морское.
Иван Кованёв, генеральный директор ООО «Дорсервис-Запад»:
«Велодорожка, которая будет проходить по Куршской косе, она будет в нескольких
местах пересекать основную трассу. И значит, нам удастся сразу предусмотреть
все необходимые параметры при пересечении».
Будущая велодорожка должна стать частью сети велотрасс,
которая связывает почти все страны Европы. Правда, экономическую отдачу от ее
функционирования сейчас подсчитать невозможно. В отличие от экологической.
Марина Друтман, начальник отдела туризма министерства
экономики правительства Калининградской области: «Мы должны использовать
опыт других и все-таки сохранить все, что здесь существует».
Светлана Королевская, методист отдела экологического
просвещения и туризма национального парка «Куршская коса»: «Если все наши
посетители будут в таком количестве выезжать на велотранспорте и оставлять у
въезда на косу свои автомобили, это будет замечательно. Потому что сегодня
самый большой вред косе приносят именно владельцы автотранспорта».
В Литве ежегодный поток туристов на Куршскую косу составляет
2-2,5 миллиона человек. Из них 400 тысяч - поклонники велотуризма.
Калининградская часть косы принимает в год на порядок меньше. А люди на
железных конях вообще редкость.
Современная велодорожка будет проходить по старинному
немецкому почтовому тракту. В свое время по нему проезжало много знаменитых
людей, в том числе королева Луиза. А через несколько лет здесь будут крутить
педали сотни велотуристов.
По проекту маршрут протянется от Зеленоградска аж до литовской
части косы. И составит 53-55 километров. Ширина трассы будет до трех метров.
Уродовать велодорожку асфальтом, а вместе с тем наносить ущерб лесу его
укладкой проектировщики не собираются. Покрытие будет частью из плитки, частью
деревянное.
Людмила Соседова, инженер по лесовосстановлению
национального парка «Куршская коса»: «Почвы очень ранимые, голый песок и
сверху заросший немножечко травой, конечно, нужно обязательно покрытие».
Уже сейчас проектировщики задумываются о будущей безопасности
как велодорожки, так и тех, кто ею будет пользоваться. Статистика аварий
говорит, что лихачей на дороге в Национальном парке меньше не становится.
Дмитрий Мельников, старший менеджер ООО «Дорсервис-Запад»:
«Будет предусмотрено в местах пересечения дорожки регулирование, либо лежачие
полицейские, либо светофоры вряд ли, но как-то будет обеспечиваться
безопасность однозначно. По велодорожке ни в коем случае автомобилисты ездить
не должны, то есть либо будут вбиваться столбы для недопущения автомобилей,
также будут следить сотрудники ГАИ за этим обязательно, лесники, наша группа
охраны Национального парка».
Сейчас есть два варианта маршрута, выбирать будут оптимальный.
Оба проходят по самым красивым уголкам Куршской косы. Туристы смогут побывать
на всех экологических маршрутах, дюне Эфа, в танцующем лесу. Оставлять
велосипеды можно будет на оборудованных стоянках.
Сегодня ни в одном поселке на нашей стороне косы нет ни одного
пункта проката велосипедов. Рациональные соседи из Прибалтики сделали на
велотуризме настоящий бизнес.
Для примера. Аренда велосипеда в Неринге составляет от 5-ти до
8-ми литов за час. В день – 40. 10 велосипедов, а они есть практически в каждом
доме, 400 литов, а это почти половина стоимости нового велосипеда.
Валентина Буркшиене, координатор проекта /Литва/: «У
нас есть кемпинг, у нас где-то 20 велосипедов и они никогда не стоят на месте».
В октябре рабочая документация по будущей трассе должна быть
готова. Начнется новый этап. Поиски средств на строительство. Прокладка одного
километра по литовским нормам на 2006 год стоила 25 тысяч долларов. Сейчас
дороже. Специалисты оценивают весь маршрут в 2 миллиона Евро. Авторы и
разработчики проекта рассчитывают на помощь федерального центра и Евросоюза. А
пока ее будут добиваться, может быть, завершатся согласования по приграничному
безвизовому обмену. Тогда от русского Зеленоградска можно будет прокатиться с
ветерком на велосипеде до литовской Неринги.
8 февраля, 09:41
газета "Калининградская правда"
Скорее бы дали крутить педали, Вадим СМИРНОВ
О том, что по территории национального парка «Куршская коса» необходимо
проложить байк-трассу для туристов, которая соединялась бы с аналогичной
дорожкой на литовской части заповедника, разговоры идут уже не один год. В
плане велотуризма Калининградская область на фоне Европы, всё больше
предпочитающей передвигаться не на авто, а крутить экологически чистые педали,
выглядит не лучшим образом. Откровенно говоря, наш регион – дыра на европейской
велокарте. Практически все страны ЕС буквально пронизаны разветвлённой,
удобной, с хорошей инфраструктурой сетью байк-трасс. Есть они и у наших
ближайших соседей – Польши и Литвы. Но когда дорожки доходят до Калининградской
области, то дальше – тупик. У нас велопутешественникам делать нечего. Хотя,
возможно, так будет не всегда.
«Машина не пройдёт!»
В Калининградской области, как известно, дефицит с хорошими дорогами. В скором
времени регион получит солидное финансирование из федерального центра на
прокладку новых автотрасс – своего бюджета на это, разумеется, не хватает.
Поэтому вполне понятно, что вопрос оборудования современной велодорожки для
региональных властей в числе приоритетов не значился. Никто, конечно, не
возражал, но и особой щедрости в то же время не проявлял. Идея получила
выраженное в конкретных делах развитие лишь после того как на её реализацию
удалось получить финансовую поддержку Евросоюза – почти 225 тысяч евро.
Как заявила на вчерашней встрече участников проекта его координатор с
российской стороны Людмила Мельникова, уже начата подготовка
технико-экономического обоснования строительства велодорожки. «Мы так много
ездим на машинах. А ведь Куршская коса - это место, где нужно отдыхать,
наслаждаясь уникальной природой и чистотой местного воздуха. Я так жду, когда у
нас появится дорожка!» - сообщила она собравшимся. По словам Мельниковой, к
разработке ТЭО привлечены не только калининградские, но и европейские эксперты.
В частности, именно по их рекомендации за образец решено взять байк-трассы на
немецком острове Зюльт, природный ландшафт которого схож с Куршской косой.
По мнению Мельниковой, велодорожка должна быть не шире полутора метров: «Для
велосипедистов этого достаточно, а вот автомобиль не проедет!» Разработан уже и
примерный маршрут с лиричными названиями – «Птичье царство», «Голубой пляж» и
так далее. Намечая путь, работники нацпарка выбирают те места на Куршской косе,
где трассу можно прокладывать без вырубки деревьев.
«Изюминка» велодорожки – её почти полное совпадение со старинным почтовым
трактом, который шёл по Куршской косе. По нему ездили многие царственные особы.
Из местных там «отметилась», например, прусская королева Луиза, на косе даже
соответствующий памятный знак установлен. «Конечно, полностью велодорожка с тем
трактом не совпадёт, всё-таки уже не одна сотня лет минула. Но мы постараемся!»
- заметила Мельникова. По её словам, сейчас разработано два проекта маршрута,
один длиннее другого на три километра. Экспертам предстоит выбрать наиболее
удобный вариант.
Чего хотят туристы?
У калининградцев опыта в строительстве велодорожек нет. Зато у соседей-литовцев
есть. И на вчерашней встрече они им охотно делились. Координатор проекта с
литовской стороны Валентина Буркшиене, работающая в администрации Неринги, высказала
дельную мысль: «Построить велодорожку – это хорошо. Но мало! Представьте, если
человек едет километр за километром, а вокруг нет ни кафе, ни места, где бы он
мог отдохнуть, нет вообще ничего… Это же скучно, туристам такое не надо!» По её
мнению, параллельно со строительством байк-трассы необходимо позаботиться об
окружающей её инфраструктуре. Та же Неринга – идеальный пример для подражания.
Там чуть ли не в каждом дворе есть несколько в хорошем состоянии велосипедов,
которые сдаются владельцами в аренду туристам. Взял - и катайся вдоль
Балтийского моря. К словам Буркшиене, наверное, стоит прислушаться. Ведь в
Неринге число велотуристов растёт год от года.
Много людей посещают и нашу часть Куршской косы – по этому показателю среди
отечественных нацпарков мы вторые в России (после Сочи). А по числу иностранных
гостей и вовсе первые. Однако велопутешественники среди них редкость. Видя этих
людей, уныло крутящих педали и умело уворачивающихся от джипов разных местных
ВИП-жителей, хочется им только посочувствовать – не туризм, а настоящее
испытание. Впрочем, будет о чём рассказать у себя дома…
Надо много денег
Людмила Мельникова и многие её единомышленники в ходе вчерашней встречи
говорили, что надеются на льготы в получении виз для велопутешественников. Эту
идею они обсуждали вполне серьёзно, намереваясь даже написать официальные
запросы в соответствующие инстанции. Почему эта затея обречена на провал, им
объяснила начальник правительственного отдела туризма Марина Друтман:
«Отдельных виз для велотуристов быть не может. По той простой причине, что
каждый из нас потенциально велосипедист. Так что речь лучше вести о льготах для
всех».
Но в плане строительства байк-трассы эта проблема сейчас не самая актуальная.
Львиная доля выделенных ЕС денег пойдёт на разработку проектно-сметной
документации. Когда ПСД будет создана, то все деньги кончатся, – откуда брать
финансы на непосредственно строительные работы? Бюджетные «кошельки»
Зеленоградского городского округа и национального парка весьма скромны.
Региональная мошна заметно толще, но и она вряд ли потянет прокладку
велодорожки. Ведь это весьма дорогое удовольствие. Когда литовцы делали
байк-трассу у себя, то один километр им обошёлся примерно в 25 тысяч долларов.
Учитывая протяжённость дорожки с нашей стороны Куршской косы, её стоимость
может потянуть примерно на 35 миллионов рублей. Даст ли денег Евросоюз, не
знает пока никто.
Помощь из федерального бюджета также весьма сомнительна. «Честно говоря, раньше
мы думали, что с готовой проектно-сметной документацией достаточно легко войдём
в финансирование в рамках особой туристско-рекреационной зоны. Но теперь у меня
такой уверенности нет», - сделала Марина Друтман неожиданное для многих
заявление. Конкретизировать свои слова она не стала. В последнее время,
заметим, всё чаще говорят о том, что наш регион может отказаться от статуса
особой турзоны, которым в прошлом году была наделена Куршская коса. Если так и
случится, то затея со строительством велодорожки рискует повиснуть в воздухе.
Понимая это, Друтман предложила всё-таки разработать полный пакет проектных
документов. «Сейчас мы ведём переговоры с несколькими заинтересованными
муниципальными образованиями, которые хотели бы создать между собой сеть велодорожек.
Если всё получится, то финансирование будет совместным», - сказала она.
07.02.2008
Литовские и калининградские эксперты обсудят создание уникальной велотропы по Куршской косе
В Калининградской области сегодня, 7 февраля, начинается двухдневный круглый стол по развитию проекта "Евровело-Балтика", финансируемого Евросоюзом в рамках Программы соседства Литвы, Польши и Калининградской области. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе национального парка "Куршская коса", проект предполагает создание приграничного веломаршрута по старинному почтовому тракту на Куршской косе - от литовского порта Клайпеда до калининградского курорта Зеленоградска.
Протяженность дюнной гряды на Куршской косе, включая литовскую территорию, составляет 82 км. Общая сумма туристического веломаршрута превышает 220 тысяч евро, при этом большую часть проекта финансирует Евросоюз. Маршрут является уникальным, поскольку основной природный ландшафт на Куршской косе представляют незакрепленные песчаные дюны, которые редко встречаются в Европе.
Участниками круглого стола, который пройдет в Зеленоградске, станут представители партнеров по проекту: администрации муниципалитета города Неринга (Литва), Министерства экономики Калининградской области, администрации Зеленоградского района и нацпарка "Куршская коса". Также в работе участвуют специалисты организаций, выполняющих работы по проектированию велотропы по Куршской косе, привлеченные эксперты, представители общественных экологических организаций.
В ходе мероприятия участники будут проинформированы о ходе реализации проекта, познакомятся с оценками хода реализации проекта консультантов и приглашенных экспертов, уточнят вопросы, связанные с процедурами Европейской комиссии и касающихся реализации проектов и отчетности, отметил представитель национального парка.
Документ: http://www.regnum.ru/news/953332.html
© 1999-2008 REGNUM07.02.2008
По Куршской косе проложат «Евровело-Балтику»
КАЛИНИНГРАД, 7 февраля. По Куршской косе проложат велосипедную дорожку, которая соединит Россию и Литву. Как передает корреспондент «Росбалта», сегодня об этом на круглом столе рассказала координатор проекта с российской стороны, специалист отдела экопросвещения и туризма НП «Куршская коса» Людмила Мельникова.
Целью совместного с Литвой проекта является развитие инфраструктуры приграничного туризма, кроме того, велодорожка на Косе станет недостающим звеном международной трассы «Евровело» (Россия-Польша-Литва). Также участники проекта надеются снизить воздействие автотранспорта и «дикого» туризма на экосистему Национального парка.
Напомним, что заявка на создание приграничного веломаршрута прошла в 2006 году конкурс и получила финансовую поддержку Евросоюза в размере 70% от общего бюджета почти в 225 тыс. евро. Партнерами проекта стали муниципалитет города Неринга (Литва), министерство экономики правительства Калининградской области, администрация МО «Зеленоградский район» и ГУ «Национальный парк «Куршская коса». По замыслу партнеров и других участников, дорожка пройдет по старинному почтовому тракту, и при строительстве будут использованы уже существующие дороги, просеки, площадки и места отдыха.
Завершить создание велотрассы планируется в октябре этого года.
05.10.2007 г.
Газета «Калининградская правда»
По косе – на велосипеде
Сразу три вопроса, напрямую затрагивающие тему развития туризма в области, рассмотрели на вчерашнем заседании регионального правительства.
Во-первых, поддержали международный проект «Развитие общего рекреационного
пространства в макрорегионе». Суть его – в создании у нас инфраструктурного
объекта туристской сферы, регионального туристического информационного центра.
По мысли разработчиков, он будет предоставлять исчерпывающую информацию о регионе,
создаст условия для равного и свободного доступа к полиграфическим, рекламным и
справочным материалам. Туристический центр станет постоянно действующей
площадкой для работы и взаимодействия с коллегами из приграничных территорий.
Следующий проект – «Наследие замков в регионе Балтийского моря – возрождение и
продвижение объектов». Предполагается в единый туристический маршрут
«Готические замки» включить населенные пункты, где расположены девять замков
нашей области, – Калининград, Полесск, Веселое, Талпаки, Гурьевск, Низовье,
Неман, Железнодорожный, Черняховск. В рамках этого проекта
планируется возрождение замка Лабиау (в Полесске), что должно стать хорошим
примером для других замковых объектов.
На весь проект предусматривается затратить более 270 тысяч евро, их которых
244,5 тысячи – привлеченные средства Евросоюза.
И, наконец, трансграничная велодорожка по Куршской косе. Эта трасса пройдет по
старому почтовому тракту на территории заповедника от Клайпеды до
Зеленоградска. Обсуждая проект, кстати, выступавшие добрым словом вспомнили
бывшего министра промышленности Николая Власенко, который с большим энтузиазмом
продвигал эту идею. Теперь велодорожкой будет заниматься правопреемник
министерства промышленности – министерство экономики.
Сумма здесь заложена немалая – более 220 тысяч евро. Львиная доля
финансирования также будет осуществляться за счет средств ЕС.
При обсуждении проекта возникли вопросы: а как стыкуется велодорожка с общим
планом развития рекреационной зоны в заповеднике федерального значения? Куда
она пойдет дальше, ведь трасса на Куршской косе – лишь часть общего
веломаршрута «ЕВРОВЕЛО-БАЛТИКА»? Были озвучены перспективы продолжения работ с
выходом на польскую границу или через погранпереход Мамоново, или по Вислинской
косе.
В целом три проекта развития туризма в Калининградской области должны дать
новый импульс работе в этой сфере. Все они увязаны с программами Евросоюза, уже
подписаны контракты на выделение грантов. А регион выступает в каждом из
проектов в роли партнера-соинвестора.
Кроме «туристской» темы на заседании правительства одобрили проект Закона
Калининградской области «О бюджете территориального фонда обязательного
медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»,
внесли поправки в действующую целевую программу «Развитие здравоохранения
Калининградской области на период 2007 - 2011 годов», а также рассмотрели
другие вопросы.